Верховный Суд РСФСР: 1923–1990 гг.

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 г., сломившего старый государственный аппарат Российской империи, в стране была провозглашена власть Советов. 24 ноября (7 декабря) 1917 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был опубликован первый нормативный акт нового государства о суде – Декрет № 1 «О суде».
В нем объявлялось об упразднении существовавшей прежде судебной системы. Прекращали свою деятельность Правительствующий Сенат, окружные суды и судебные палаты, военные и морские суды, институты судебных следователей, присяжных поверенных, прокурорского надзора, частной адвокатуры и др., сохранялся только институт мировых судей. Устанавливалось два вида судов – народные суды и революционные трибуналы. В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.
Второй Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 г., образовал Советское правительство, в состав которого вошел Народный комиссариат юстиции РСФСР. Его задача заключалась в создании системы советских судов и разработке законодательства, кодификации законов, их толковании и опубликовании. 19 декабря 1917 г. Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях, и о порядке ведения его заседаний». Рабочие и крестьянские революционные трибуналы учреждались для борьбы против контрреволюционных сил. Их состав избирался губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В компетенцию революционных трибуналов входили дела «о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц», а также уголовные дела, имевшие особое значение. Инструкцией устанавливался состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести». В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел этим судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры.
16 мая 1918 г. был образован Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который в следующем, 1919 г., переименовали в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти.
Кроме Верховного Революционного Трибунала при ВЦИК, были созданы также Военно-революционный трибунал, Главный революционный железнодорожный трибунал, Военно-промышленный трибунал. Они не были связаны с Наркоматом юстиции РСФСР и являлись отдельными системами.
Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 21 октября 1920 г. высший судебный контроль с 10 марта 1921 г. возлагался на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Ему вменялось:
– осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов и дача им руководящих разъяснений и указаний по действовавшему праву;
– признание не имеющими силы приговоров или решений судебных органов РСФСР, хотя и вступивших в законную силу, но требующих пересмотра;
– разрешение вопроса о возобновлении судебных дел, ввиду вновь открывшихся обстоятельств, независимо от того, каким судебным органом Республики эти дела рассмотрены.
Введение в жизнь этого института имело целью установление правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР и соответствие их деятельности общему направлению политики рабоче-крестьянского правительства.
Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» все центральные трибуналы были объединены в Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР. Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная. При ЦИК автономных республик образовывались Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.
Циркулярами Пленума и коллегий, утверждавшимися Пленумом, Верховный трибунал определял судебную практику нижестоящих трибуналов и судов. В них давались разъяснения по квалификации преступлений и вопросам, возникавшим при осуществлении судопроизводства, а после введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов РСФСР (соответственно с 1 июня и с 1 августа 1922 г.) и разъяснения по применению содержащихся в них норм права.
В 1921 г. по постановлению Президиума ВЦИК Верховному Трибуналу были выделены три здания (дома № 6, 14 и 16) по Пречистенскому (ныне Гоголевскому) бульвару.
Вместе с тем, наиболее громкие политические судебные процессы проходили в Колонном зале Дома Союзов.
Завершение Гражданской войны, изменение в стране социальных условий обусловили необходимость проведения судебной реформы. 11 ноября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и ревтрибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась. Была установлена единая система судебных учреждений: народный суд (действовал в пределах уезда и городского района), губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и Верховный Суд РСФСР. Он стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК.
Верховный Суд РСФСР должен был выполнять тройную функцию: осуществлять надзор за всеми судами Республики, рассматривать в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, в порядке надзора – дела, решенные любыми судами, и быть судом первой инстанции по делам особой государственной важности по специально установленной подсудности. Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.
4 января 1923 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 г. приказом № 1 по Верховному Суду. В январе 1923 г. личный состав Верховного Суда РСФСР состоял из 27 человек. Первым Председателем Верховного Суда был назначен Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка, Заместителем Председателя – О.Я. Карклин. В Судебную коллегию и Кассационную коллегию по уголовным делам входило по 5 человек, в Кассационную коллегию по гражданским делам – 3 человека. Военная и Военно-транспортные коллегии состояли каждая из 6 человек. Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель и председатели судебной, военной и военно-транспортной коллегий назначались непосредственно Президиумом ВЦИК, прочие же члены – по представлению Наркомата юстиции РСФСР.
Верховный Суд РСФСР действовал в составе: Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 г. вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии – по уголовным и гражданским делам. В автономных республиках и областях РСФСР были образованы отделения Верховного Суда.
В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были законодательно закреплены Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г.
Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов данного суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника. К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, выносимых на Пленум Верховного Суда РСФСР.
Кассационные коллегии, действовавшие под личным наблюдением и руководством Председателя Верховного Суда, состояли из четырех членов Верховного Суда, включая их председателей. Дела ими рассматривались в составе трех постоянных членов Верховного Суда. При каждой из этих коллегий состояли по два помощника Прокурора Верховного Суда РСФСР.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам состояли из председателей и четырех членов коллегий. При судебной коллегии по уголовным делам состояла следственная часть из следователей по важнейшим делам, действующая под наблюдением помощника Прокурора Верховного Суда РСФСР и его заместителя.
Военная и Военно-транспортная коллегии состояли каждая из председателя, его заместителя и четырех членов коллегий. При этих коллегия состояло по одному помощнику Прокурора Верховного Суда РСФСР.
Дела в коллегиях рассматривались в составе трех их членов, считая председательствующего, без участия народных заседателей.
Дисциплинарная коллегия избиралась Пленумом Верховного Суда РСФСР в составе трех членов суда. Возглавлял эту коллегию член Президиума Верховного Суда РСФСР. В ее функции входило разбирательство проступков с вынесением по ним постановлений, которые не подлежали обжалованию.
Деятельность структурных подразделений Верховного Суда РСФСР была организована достаточно четко. Были разработаны инструкции, содержание которых соответствовало нормам, установленным Положением о судоустройстве РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Так, были составлены инструкции о порядке работы Президиума и Пленума Верховного Суда РСФСР, инструкция о внутреннем распорядке Кассационной коллегии по уголовным делам, Военной и Военно-транспортной коллегий, инструкция по производству дел Гражданской кассационной коллегии, положение об Организационно-инструкторском отделе. Был утвержден порядок получения справок о делах, находившихся в производстве Верховного Суда Республики и другие инструкции.
Для нормальной деятельности Верховного Суда РСФСР, успешного выполнения стоявших перед ним задач, для сотрудников создавались надлежащие материальные и бытовые условия. В архивах сохранились документы об обеспечении питанием, в которых подчеркивалось, что «обеды должны быть достаточно сытными и отпускаться со скидкой». По просьбе Месткома профсоюзной организации сотрудникам Верховного Суда предоставлялась амбулаторная медицинская помощь, оказывалось содействие в заготовке дров. В октябре 1923 г. в Верховном Суде РСФСР была открыта библиотека-читальня.
В распоряжении Верховного Суда находился автопарк, состоявший из семи легковых и двух грузовых автомобилей, трех мотоциклов, трех легковых и двух грузовых экипажей, трех легковых и двух грузовых саней, а также шести лошадей.
За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции были рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 (15,3%) – были оправданы, а 642 (84,7%) – осуждены. В отношении 28 человек применено условное осуждение, 354 человека осуждено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет. К расстрелу было осуждено 109 человек, из них 46 – за взяточничество. 138 человек освобождены от наказания на основании актов об амнистии, в отношении остальных осужденных применены иные виды наказания. Среди осужденных было 165 военнослужащих и 277 гражданских лиц. За период с 1 января по 1 июня 1923 г. Кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР было рассмотрено 1892 дела.
В 1925 г., когда Военная и Военно-транспортная коллегии были переведены в состав Верховного Суда СССР, работу Верховного Суда РСФСР в качестве суда первой инстанции характеризовали следующие данные. Были рассмотрены дела в отношении 56 человек, трое из которых оправданы. Из 53 осужденных 4 человека освобождены от отбывания наказания, 28 приговорено к лишению свободы на различные сроки, 17-ти осужденным объявлен выговор, и 4 человека приговорены к расстрелу. Среди осужденных было 25 ответственных работников. В последующие годы дел по первой инстанции Верховным Судом РСФСР рассматривалось меньше.
Имеются некоторые данные о работе Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РСФСР по рассмотрению материалов о проступках судебных работников. За первые пять лет (1923–1927 гг.) по первой инстанции ею было рассмотрено 160 материалов, их них по 72 делам назначены дисциплинарные взыскания, причем по 16 делам – в виде отстранения от должности, 4 дела переданы для рассмотрения в уголовном порядке, 84 дела прекращены. В 1929 г. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РСФСР была упразднена.
Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. была подробно регламентирована компетенция Верховного Суда РСФСР. В нем, в частности, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР. Принципиальным нововведением Положения о судоустройстве 1926 г. стало предоставление Президиуму Верховного Суда РСФСР полномочий судебной надзорной инстанции.
С первых дней своего существования Верховный Суд РСФСР стремился занять самостоятельное и независимое от Наркомата юстиции РСФСР положение. Это не всегда встречало понимание со стороны руководства исполнительной власти. Разногласия по данному вопросу стали предметом обсуждения на V Всероссийском Съезде деятелей юстиции, состоявшемся в 1924 г. Однако позиция Верховного Суда РСФСР не получила поддержки делегатов.
Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г. «О порядке руководства судебными органами РСФСР» деятельность высшего судебного органа Республики – Верховного Суда РСФСР – становилась подконтрольной административно-управленческому органу, каковым являлся Народный Комиссариат юстиции РСФСР. Как указывалось в Постановлении, это было сделано в целях обеспечения единства управления всеми направлениями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Подлежавшие направлению в суды директивные указания общего характера, теперь должны были исходить из Наркомата юстиции через Верховный Суд, а непосредственно из Верховного Суда – только с «санкции Народного Комиссара юстиции».
Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному Комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения», что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г. Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.
Согласно Положению о НКЮ, утвержденному 3 июня 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР, Верховный Суд РСФСР вошел в состав НКЮ, а его Председатель, равно как и Прокурор Республики, стал одновременно и заместителем Народного Комиссара юстиции РСФСР. Хотя, согласно этому Положению, Верховный Суд РСФСР проводил «свою судебную работу самостоятельно», он был обязан руководствоваться не только действовавшим законодательством, но и «общими директивами ВЦИК, СНК РСФСР и Народного Комиссара юстиции». Кроме того, обязательным было выполнение решений высших партийных органов страны – съездов и пленумов Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Это вытекало из того, что в ВКП(б) действовал принцип демократического централизма, в соответствии с которым решения вышестоящих органов партийного руководства подлежали исполнению всеми партийными организациями (а они действовали повсеместно, в том числе и в Верховном Суде РСФСР) и всеми членами партии.
В связи с окончанием районирования и упразднением губернских судов с 1928–1929 гг. изменилась роль кассационных коллегий Верховного Суда РСФСР. Для рассмотрения в кассационном порядке поступали лишь дела главных судов автономных республик и небольшое количество дел, разрешенных краевыми судами в качестве судов первой инстанции. По данным статистических отчетов, приговоры, решения и определения нижестоящих судов вследствие нарушения процессуальных норм, в конце 1920-х гг. отменялись редко. Сказывалось влияние утвердившегося в первые годы Советской власти и во время Гражданской войны процессуального упрощенчества в судопроизводстве.
Вместе с тем роль Верховного Суда РСФСР как органа судебного надзора за судами Республики усилилась. Количество дел, поступавших для проверки в порядке надзора, увеличилось почти в два раза. А, начиная со второй половины 1931 г., Верховный Суд РСФСР повысил требовательность к соблюдению судами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, что стало одним из положительных моментов в деятельности судов в начале 1930-х гг.

С образованием в июле 1934 г. Народного Комиссариата внутренних дел СССР с целью «обеспечения правильного рассмотрения передаваемых в судебные органы дел о преступлениях, расследованных Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами», дела о государственных преступлениях (контрреволюционных и против порядка управления) стали подлежать рассмотрению по подсудности в Верховном Суде СССР, Верховных судах союзных республик, краевых и областных судах, а также в главных судах автономных республик. Для рассмотрения этих дел при данных судебных учреждениях организовывались специальные судебные коллегии в составе председательствующего и двух членов суда. Порядок рассмотрения дел указанной категории предусматривал их рассмотрение судьями без участия народных заседателей. Если признавалось, что члены Спецколлегии Верховного Суда РСФСР при рассмотрении конкретных дел допускали «политические ошибки», к ним применялись весьма суровые меры.
Дальнейшее ослабление гарантий справедливого правосудия произошло в связи с убийством Секретаря Центрального Комитета ВКП(б) и Ленинградского обкома партии С.М. Кирова. 1 декабря 1934 г. было принято известное Постановление ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик в части рассмотрения и расследования уголовных дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти». С этого времени основная масса уголовных дел по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных статьей 58 УК РСФСР, рассматривалась на закрытых судебных заседаниях. Вся процедура рассмотрения дела сводилась к оглашению обвинительного заключения, постановкой вопросов, признает ли подсудимый свою вину и имеет ли дополнения к материалам предварительного следствия. Поскольку прокурор и защитник в судебном заседании по большинству дел о так называемых «контрреволюционных» преступлениях не участвовали, прений сторон не было, а результат рассмотрения дела предрешался уже на следствии.
Принятая в 1937 г. Конституция РСФСР, в которой были продублированы положения Конституции СССР 1936 г., определяла роль и место Верховного Суда РСФСР в судебной системе Республики. Суд и прокуратура вышли из ведения Наркомата юстиции. Согласно Конституции, Верховный Суд РСФСР являлся высшим судебным органом Республики и избирался Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик, краев и областей. Провозглашались такие важные принципы правосудия, как независимость судей и их подчинение только закону; рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом; открытое разбирательство дел; обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Таким образом, в Конституции РСФСР было продекларировано большинство демократических принципов. Однако реально они существовали только на бумаге. Хорошо известно, что в 1930-е гг. эти нормы Конституции нарушались в массовом масштабе и в самых грубых формах.
Суровые, если не сказать жестокие, меры принимались в отношении членов Верховного Суда РСФСР, если признавалось, что они при рассмотрении конкретных дел допускали «политические ошибки». Десятки судей Верховного Суда РСФСР стали жертвами необоснованных репрессий, в том числе и его Председатель Иван Лазаревич Булат (1932–1937).
Арестованный в декабре 1937 г., он был обвинен в организации антисоветской организации в Верховном Суде РСФСР и проведении вредительской работы по развалу судебной системы. Судебное заседание по рассмотрению дела И.Л. Булата продолжалось 15 минут. Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР от 20 июня 1938 г. он был признан виновным по статьям 58-7, 58-8, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 12 ноября 1955 г. уголовное дело в отношении И.Л. Булата прекращено за отсутствием состава преступления, и он посмертно реабилитирован.
Судьбу И.Л. Булата разделили: Я.Л. Берман (прокурор Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в 1925–1926 гг.; заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР в 1933–1936 гг.), Я.Я. Кронберг (член Верховного Трибунала при ВЦИК, член, заместитель председателя Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в 1922–1927 гг., председатель Спецколлегии, заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР в 1935–1936 гг.), А.А. Лисицын (член Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР в 1923–1928 гг., председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР в 1933–1937 гг.), А.А. Малиновский (член Водно-транспортной, Уголовной коллегии Верховного Суда РСФСР в 1934–1938 гг.), В.Н. Манцев (председатель Специальной коллегии, заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР в 1936–1937 гг.), Г.Я. Мерен (член Верховного Трибунала при ВЦИК в 1922 г., член Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в 1923–1928 гг., председатель Водно-транспортной коллегии Верховного Суда СССР в 1934–1937 гг.), А.Е. Минкин (заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР в 1936–1937 гг.), Н.М. Немцов (член, заместитель председателя Судебной коллегии по уголовным делам в 1923–1929 гг., член, заместитель председателя Транспортной коллегии Верховного Суда РСФСР в 1932–1935 гг.), П.Я. Пурэ (член Верховного Суда РСФСР в 1934–1938 гг.), Н.А. Торская (член Верховного Суда РСФСР в 1933–1937 гг.), Е.И. Калинина (консультант, член Судебной коллегии по уголовным делам, Спецколлегии Верховного Суда РСФСР в 1936–1938 гг.) и другие.
Впоследствии было установлено, что все уголовные дела против репрессированных членов и работников аппарата Верховного Суда РСФСР были сфальсифицированы, и они реабилитированы посмертно. Мы низко склоняем головы перед этим безвременно ушедшими, преданными своему делу людьми.
Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон о судоустройстве СССР 1938 г. В нем говорилось, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики, на который возлагается надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно этому Закону, структура и компетенция Верховного Суда РСФСР, как и других судов союзных республик, были существенно изменены. Из его состава исключались Президиум, Пленум и Специальная коллегия. Верховный Суд РСФСР стал действовать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам. Кроме того, в угоду централистским тенденциям построения судебной системы, в Законе было указано на то, что Верховному Суду не предоставляется права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Все это, безусловно, значительно снижало его значение.
С началом Великой Отечественной войны на первый план выдвигались задачи, обеспечивавшие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия по проявлениям халатности, расточительства. По всем направлениям усиливались борьба с дезорганизаторами фронта и тыла. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан. На виновных в нарушении законов и инструкций налагались строгие взыскания.
Осенью 1941 г., как и многие другие учреждения, находившиеся тогда в Москве, Верховный Суд РСФСР был эвакуирован. Сначала, в октябре 1941 г., в г. Саратов, оттуда он был перемещен южнее по течению Волги, в г. Камышин, а затем еще дальше от линии фронта уже вглубь страны, в Предуралье. Здесь, в г. Соль-Илецк Оренбургской области, помимо выполнения непосредственной работы, сотрудники Суда проходили специальный курс по военной подготовке, кроме того, создавались группы самозащиты МПВО (местной противовоздушной обороны). Все эти занятия проводились в не рабочее время, что добавляло нагрузку, но таково было требование военного времени. Вместе с тем, никакое снижение качества и интенсивности работы не допускалось.
Уже в феврале 1942 г. оперативная группа сотрудников в составе Председателя Верховного Суда РСФСР А.Т. Рубичева, его заместителя, десяти судей и восьми работников аппарата была возвращена из эвакуации в Москву.
Даже в это непростое время, когда весьма малым составом приходилось рассматривать многочисленные запросы и письма, надзорные дела и жалобы, одновременно обеспечивая при этом светомаскировку в рабочих помещениях, сотрудники Верховного Суда РСФСР, наравне с другими москвичами, летом 1942 г. принимали участие в уборочных работах, а также в заготовке дров к предстоявшей зиме.
В феврале 1943 г. еще одна часть Верховного Суда РСФСР, находившаяся в эвакуации, была возвращена в Москву. Специально созданная комиссия осуществляла прием и опись имущества, прибывшего из Соль-Илецка. Спустя два месяца деятельность Верховного Суда РСФСР вернулась в прежнее русло, и к празднованию дня 1 Мая Председатель Верховного Суда А.Т. Рубичев объявил сотрудникам благодарность за хорошую работу.
В годы войны Верховный Суд РСФСР не только рассматривал дела по первой и второй инстанциям, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Сотрудники Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. С середины 1943 г. члены Верховного Суда РСФСР входили в различные комиссии по определению ущерба, причиненного Верховному Суду и другим российским судам немецко-фашистскими захватчиками.
Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что, безусловно, отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тысяч судей, работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование. Аналогичная ситуация наблюдалась и в адвокатуре, вследствие чего суды испытывали трудности в обеспечении подсудимых квалифицированной юридической помощью.
Для выправления ситуации ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 г. принял специальное постановление «О расширении и улучшении юридического образования в стране», в котором ставилась задача обеспечить в ближайшие годы органы юстиции и суды специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием. В Московском юридическом институте были открыты курсы переподготовки и повышения квалификации председателей и заместителей председателей краевых и областных судов. В Москве и ряде других городов стали функционировать Высшие курсы усовершенствования юристов, которые занимались повышением квалификации народных судей. Благодаря этим инициативам Верховного Суда РСФСР и Министерства юстиции, а также принятым мерам, уже в 1947 г. в суды было направлено более тысячи молодых специалистов с высшим и средним юридическим образованием. В последующие годы приток квалифицированных кадров в суды постоянно возрастал. Изменился и качественный состав судей, среди которых постепенно увеличивался процент лиц с высшим юридическим образованием.
25 сентября 1948 г. было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
После смерти в 1953 г. И.В. Сталина в числе первоочередных мер обозначилось направление на усиление роли местных органов власти и управления, на реальное соблюдение законности. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г., с целью устранения недостатков осуществления надзора за деятельностью нижестоящих судов были образованы президиумы в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов автономных областей. В Верховном Суде РСФСР Президиум был восстановлен и начал свою деятельность с 14 сентября 1954 г.
Вслед за известным докладом Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, выступившим 25 февраля 1956 г. на ХХ-м Съезде КПСС с разоблачениями злоупотреблений периода культа личности, в стране развернулась широкомасштабная кампания по пересмотру уголовных дел в отношении лиц, незаконно репрессированных в 1930-е годы. Отменена вся нормативно-правовая база, служившая основанием политических репрессий. Верховный Суд РСФСР совместно с Министерством юстиции, Всесоюзным институтом юридических наук и другими организациями активно подключился к разработке новых кодексов (УК, УПК, ГК, ГПК и других кодифицированных законодательных актов).
После принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, на их базе 27 октября 1960 г. был принят Закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 г. и от 18 августа 1972 г. в Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенствование. Согласно этому Закону, на Верховный Суд РСФСР, являвшийся высшим судебным органом Республики, возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР. Он наделялся правом законодательной инициативы.
Верховный Суд РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет и состоял из Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда РСФСР и народных заседателей. Действовал он в составе Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, Президиума и Пленума. Судебные коллегии рассматривали кассационные и частные протесты на приговоры, решения и определения Верховных судов автономных республик, краевых, областных и равных им судов. Судебные коллегии в порядке надзора рассматривали протесты Председателя Верховного Суда РСФСР, Прокурора РСФСР, а также Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на вступившие в законную силу приговоры, решения и определения любого суда РСФСР. Судебные коллегии рассматривали также протесты указанных лиц на постановления президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных и равных им судов.
27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в соответствии с которым к подсудности Верховного Суда РСФСР были отнесены дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе Прокурора РСФСР. Впоследствии такая практика имела место. Приговоры, решения и определения Верховного Суда РСФСР кассационному обжалованию и опротестованию не подлежали.
С июля 1961 г. ежемесячно начал выходить «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», на страницах которого стали публиковаться наиболее значимые для судебной практики и организации судопроизводства материалы Верховного Суда РСФСР, постановления его Пленума и Президиума. За почти полвека своего существования журнал доказал свою жизненность и необходимость, приобрел свою постоянную аудиторию почитателей, стал «настольной книгой» практических и научных работников.
«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» в настоящее время является официальным изданием Верховного Суда РФ. Для всеобщего сведения в нем публикуется информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В Бюллетене публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, содержащие принципиальные положения, которые отражают правовые позиции высшего судебного органа страны по конкретным гражданским и уголовным делам.
В каждом номере Бюллетеня широко представлена кассационная и надзорная практика Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, которая может иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам. Много места отводится в Бюллетене публикациям обобщенных судебных материалов, обзоров судебной практики по различным направлениям и категориям дел. Журнал публикует статьи руководителей Верховного Суда РФ, а также судей и ученых по актуальным проблемам применения законодательства и другие материалы. «Бюллетень Верховного Суда РФ» оказывает несомненное положительное влияние на становление и развитие судебной власти, повышение ее авторитета, укрепление законности в деятельности судов и других правоохранительных органов.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. утверждалась структура аппарата Верховного Суда РСФСР. Компетенция Верховного Суда определялась достаточно четко:
– рассмотрение гражданских и уголовных дел по первой инстанции, отнесенных к его ведению;
– рассмотрение тех же дел в кассационном порядке и в порядке надзора;
– изучение судебной практики и дача руководящих разъяснений судам о применении законодательства.
Законом устанавливалось, какие дела рассматривали судебные коллегии, какие обязанности возлагались на председателей Судебных коллегий.
Президиум Верховного Суда формировался из Председателя Суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета РСФСР. Состав Президиума Верховного Суда РСФСР утверждался Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР.
В связи с ликвидацией 13 апреля 1963 г. Министерства юстиции РСФСР, на Верховный Суд РСФСР были возложены функции по руководству деятельностью судов и нотариата, контролю за этой деятельностью и подготовке кадров.
В 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов, в котором, в частности, говорилось о необходимости повышения уровня государственного руководства судами, обеспечении судов квалифицированными кадрами. В соответствии с установками этого Постановления было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР, которому, а также к Министерству юстиции РСФСР, возвратили функции по организационному руководству деятельностью судов, их материальному обеспечению и расстановке судейских кадров. Организационное руководство работой судов возлагалось на одного из заместителя Министра юстиции РСФСР.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1972 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве РСФСР» было определено, что Президиум Верховного Суда РСФСР рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда РСФСР, а также на постановления судей Верховного Суда РСФСР о предании суду. Он также рассматривал вопросы о работе судебных коллегий и аппарата суда, материалы изучения судебной практики и оказывал помощь нижестоящим судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РСФСР. После Указа сразу же обозначилась важная роль Пленума Верховного Суда РСФСР, который действовал в составе Председателя Верховного Суда РСФСР, заместителей Председателя и всех членов Суда. Он созывался не реже одного раза в три месяца. Заседание Пленума считалось правомочным при наличии не менее 2/3 состава. Постановления принимались простым большинством голосов членов Пленума, участвовавших в заседании.
В компетенцию Пленума Верховного Суда РСФСР входили:
– дача судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР при рассмотрении гражданских и уголовных дел на основании изучения судебной практики, судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом РСФСР делам, а также по представлениям Министра юстиции РСФСР и Прокурора РСФСР;
– вхождение в Президиум Верховного Совета РСФСР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов РСФСР;
– заслушивание отчетов председателей Судебных коллегий Верховного Суда РСФСР о деятельности коллегий;
– утверждение составов судебных коллегий из числа членов Верховного Суда Республики.
Устанавливались полномочия Председателя Верховного Суда РСФСР.
Важным моментом в развитии судопроизводства стало принятие в 1977 г. новой Конституции СССР. В ней впервые были закреплены такие демократические принципы организации и деятельности суда, как социалистическая законность, осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед судом и законом, право обвиняемого на защиту. Устанавливалось, что производство во всех судах открытое, закрытое слушание дел допускалось лишь в случаях, предусмотренных законом.
Вместе с тем Конституция СССР 1977 г., как и все предыдущие, содержала положение о КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества. Во всех судах (в том числе и Верховном Суде РСФСР) продолжали действовать партийные организации КПСС, для которых решения вышестоящих партийных органов являлись обязательными.
В апреле 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона. Имелась специальная глава (гл.21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия. Указывалось, что судами РСФСР являются Верховный Суд РСФСР, Верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, автономных округов, районные (городские) народные суды.
Статьей 165 Конституции РСФСР Верховный Суд РСФСР провозглашался высшим судебным органом Республики и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов РСФСР. Верховный Суд РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Верховный Суд РСФСР наделялся правом законодательной инициативы.
В Конституции РСФСР 1978 г. декларировались демократические принципы правосудия, предусматривалось право на судебное обжалование действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, а также ущемляющих права граждан. Конституция содержала положение о независимости судей и подчинении их только закону. Однако все это означало лишь запрет на вмешательство в судебную деятельность по осуществлению правосудия, но не признание за судебной властью статуса самостоятельного вида государственной власти, однопорядкового по своему значению в демократическом обществе с другими ветвями власти.
Очевидно, по этой причине принятие новой Конституции не повлекло существенных изменений в стиле руководства судами со стороны партийно-государственного аппарата, а потому не оказало сколько-нибудь значимого воздействия на укрепление самостоятельности и независимости судов от органов исполнительной власти. Больше того: если раньше Министерство юстиции традиционно занималось главным образом организационным и кадровым обеспечением судов, то теперь оно стало проявлять активность и непосредственно в сфере правосудия. На коллегиях Министерства обсуждалась судебная практика применения судами тех или иных законов, особенно в связи с постановлениями высших партийных органов, прохождение дел по судебным инстанциям, вынесению судами частных определений, соблюдение процессуальных сроков и др.
Широко практиковалось проведение разного рода проверок деятельности судов и применения законодательства, вызовы председателей судов на Коллегию и заслушивание их отчетов по различным вопросам осуществления правосудия, не связанных с организационными сторонами деятельности. Аналогичными полномочиями обладали и нижестоящие управления юстиции в краях и областях. Такой круг полномочий давал в руки Министерства юстиции рычаги воздействия не только на организационный аспект судебной деятельности, но и непосредственно на осуществление правосудия.
Новым законом «О судоустройстве РСФСР», принятым 8 июля 1981 г., в дополнение к положениям прежнего Закона, регламентировавшим деятельность Верховного Суда РСФСР, устанавливалось, что Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематическим докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР. 
Регламентировался порядок утверждения первого заместителя Председателя и председателей Судебных коллегий Верховного Суда РСФСР. Закреплялось правило, согласно которому руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР являются обязательными не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. На Верховный Суд РСФСР возлагалось осуществление контроля за выполнением судами Республики руководящих разъяснений Пленума Верховного Совета СССР и Пленума Верховного Совета РСФCР, разрешение в пределах своих полномочий вопросов, вытекающих из международных договоров СССР и РСФСР.
В резолюции XIX Всесоюзной Конференции КПСС (июнь 1988 г.) констатировалась ключевое значение разграничения функций партийных и государственных органов. Вместе с реформой судебной системы и других институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и обществом, охрану политических, экономических, социальных и личных прав граждан, это направлено, в конечном счете, на создание правового государства, в котором высшим принципом должно являться безусловное подчинение всего и всех закону. Предполагалось повысить роль суда в системе демократии путем укрепления его авторитета и независимости, обеспечения гарантий состязательности и гласности, соблюдения презумпции невиновности, недопустимости обвинительного уклона.